31 января-2 февраля 2023 года в Хайфе прошли конференция и хакатон «Интернет без границ». Это уже седьмое мероприятие в серии технических конференций и лабораторий, направленных на совершенствование решений для борьбы с цензурой и шатдаунами. Локальным партнёром конференции стала Антивоенная группа “Связь”, инициатива основанная в 2022 году израильскими активистами с целью поддержки граждан Украины в Израиле а также для проведения антивоенных мероприятий на русском языке в Израиле.
Как и на предыдущих конференциях, доклады были посвящены не только ситуации в России. У многих докладчиков есть опыт работы и в других странах, агрессивно ограничивающих интернет — например, в Иране.
Первый день конференции был посвящён инвентаризации ограничений и способов их обхода. Алексей Сидоренко, руководитель «Теплицы социальных технологий», представил обзор известного и неизвестного материала о Чебурнете — то есть об угрозе отключения России от мирового интернета.
Алексей указал на факторы, усиливающие тенденцию «окукливания» интернета в России:
- необходимость контроля за информацией;
- вера в возможность успешного отключения страны от Сети;
- мнимые и реальные кибератаки.
И на факторы, эту тенденцию ослабляющие:
- техническую и кадровую сложность задачи;
- инерцию инфраструктуры интернета;
- кадровый дефицит;
- децентрализованные решения.
Несмотря на то, что мы не знаем отдельных параметров этого уравнения, главное, что всех интересует и что неизвестно — когда в России заблокируют инфраструктуры крупных платформ, то есть Google, Microsoft и т.д., благодаря которым протестный контент продолжает попадать в страну. И, добавим от себя, неизвестно, когда будет предпринята массированная блокировка децентрализованных инструментов. Поэтому действовать надо на опережение: отслеживать связность, анализировать инфраструктуры блокировок, помогать контент-продюсерам обходить ограничения. Вдобавок следует уже сейчас строить «мосты» в рунет и из него — чтобы «занавес Чебурнета» не оказался для всех неприятной неожиданностью, с которой уже невозможно ничего поделать.
Технические доклады конференции были сфокусированы на трёх способах строить такие «мосты»: P2P- и децентрализованные решения, VPN-сервисы и, наконец, проекты в духе старого интернета, ориентированные на работу в локальной — и изолированной — сети.
Дмитрий Витальев представил мобильный браузер CENO, разработку компании eQualitie. CENO использует P2P-решение, основанное на протоколе BitTorrent и распределённой сети Ouinet, и работает в странах, где ограничения интернета совсем уж непомерны — в частности, в Иране, в России и в Украине. Браузер позволяет получить доступ к сайту несколькими способами: или напрямую, если сайт достижим и открывается, или через устройство другого пользователя, или из кеша; причём набор кешируемых сайтов постоянно растёт.
В программе прозвучал также доклад о Lantern. Первоначально этот проект представлял собой P2P-сети доверенных пользователей и был нужен для того, чтобы люди из стран без сильных ограничений интернета помогали получать доступ к свободной Сети друзьям из стран с сильными ограничениями. В те годы Lantern использовали буквально Google Chat для коммуникации между пользователями. Теперь же проект задействует целый набор протоколов и решений для поддержания прокси-серверов, позволяющих обходить блокировки. Два из семи миллионов пользователей Lantern — из России, поэтому не так давно команда запустила раздел «Discover», где собраны материалы, заблокированные в стране.
Кроме «технологий-мостов» обсуждались и более традиционные способы поддержания связности: VPN. Михаил Климарёв, директор «Общества защиты интернета», представил проект VPN Generator, позволяющий каждому желающему развернуть свой небольшой VPN-сервер и раздать его адрес своим знакомым. А команда проекта позаботится о том, чтобы технологические решения, используемые генератором, были достаточно хитроумно устроены. Сотни небольших VPN-сетей, построенных на современных протоколах, заблокировать будет куда сложнее, чем сервисы нескольких десятков крупных вендоров — таков расчёт команды.
Второй проект из этой группы — Amnezia VPN, «движок» для разворачивания собственного VPN-сервера. В отличие от VPN Generator, Amnezia только выдаёт конфигурацию сервера и инструкцию по настройке, а вся остальная работа остаётся пользователю. Несмотря на такой строгий подход, у сервиса больше 70 тысяч активных пользователей. Кроме того, Amnezia использует другой набор технических решений, включающий WireGuard, IKEv2 и Cloak.
Ещё один VPN, NewNode, использует P2P-сеть пользователей для создания распределённого CDN. Иначе говоря, сервис передаёт контент между пользователями даже в том случае, если интернет-соединение отсутствует. Звучит похоже на FireChat — и недаром: один из создателей этого мессенджера является основателем NewNode.
Третий тип «мостов» связан не с преодолениями ограничений, а с работой в локальной сети. Сюда подходит браузер CENO, о котором шла речь выше — и Dcomms, ещё один проект компании eQualitie. Это сервер, поддерживающий децентрализованные мессенджеры и сервисы — Matrix, Delta Chat, Mastodon, Briar и другие. Такие инструменты позволяют оставаться на связи даже в том случае, если провайдер отключён от интернета, поскольку способны работать в локальной сети. Сейчас dcomms развёрнут в нескольких городах Украины, и этими серверами пользуются тысячи или, в пиковые моменты, десятки тысяч человек.
На конференции обсуждались не только технологические решения, но и вопросы контента. Давид Хомак, создатель легендарной платформы Lurkmore, рассказал о расцвете нано-медиа — размером с одного человека. Слово «расцвет» тут следует понимать иносказательно: ресурсов у этих изданий особенно нет, рекламы тоже, а пожертвования они могут принимать только от эмигрировавших россиян. «Мы снова в ситуации начала двухтысячных, когда денег в интернете нет и не предвидится, и надо как-то выкручиваться на изобретательности и чистом энтузиазме». Давид перезаписал эту лекцию для своего ютуб-канала, — подтверждая свои же тезисы, — и вы можете посмотреть запись.
Команда волонтёрского центра помощи беженцам из Украины в Хайфе рассказала о своей работе. Сейчас в базе центра 1 444 семьи, они получают карточки на покупки в супермаркете, слушают лекции о бытовых и юридических аспектах жизни в Израиле, учат языки. Если вы знаете какой-нибудь язык и готовы помочь — центр будет рад. Вот их группа на фейсбуке.
И, наконец, художница Вера Гайлис продемонстрировала, как искусство выступает против войны. Мы закончим этот репортаж несколькими из этих работ.
До встречи на следующей конференции ИБГ, которая пройдёт в Праге уже 24-25 марта. О результатах хакатона в Хайфе можно почитать тут. Подписывайтесь на телеграм-канал конференции, чтобы ничего не пропустить.